Практическое ребенковедение. 22 игры со словами (в которые можно играть лёжа уставшим родителям)

 Некоторые из них можно предлагать и детям от 3 лет, можно использовать в изучении языков.

Это мягкая возможность расширить словарный запас, запомнить написание и звучание новых или сложных слов, развивать грамотность, фонематический слух, соединить образ слова с его написанием, сделать вклад в работу с дислексией. Но это не только про вербальный интеллект — это и про логику, ассоциативное мышление, сенсорный опыт. И про возможность быть близкими. 

☀ 1. 4 слова

(детям от 8 лет можно предложить и 5-6 слов)

Выбираем 4 совершенно не связанных между собой слова. Используя их, составляем по очереди маленький рассказ.

☀ 2. «Множество слов»

Выбираем большое слово. Из его букв каждый на своём листе составляем и записываем много маленьких. (Дети могут вначале быть в команде со взрослыми, а затем они быстро становятся самостоятельными игроками).

☀ 3. «Рисование словом»

Выбираем «сложное» для ребёнка слово, которое сложно писать или произносить. Придумываем, что именно будем рисовать. Например, нарисовать фигурку кота, используя только загаданное слово (пишем его много раз в разных плоскостях).

☀ 4. «Наоборот»

Говорить слова наоборот, не записывая их. (Например, Чайник — кинйач, стена — анетс…)

☀ 5. Найти в комнате слова: вкусные, звучащие, ароматные, твёрдые, мягкие, движущиеся и т.д.

(Так мы включаем разные каналы восприятия ребёнка. За речью — следует ощущение. Слово — становится «дверью» в мир сенсорный).

☀ 6. Написать вразброс на листе буквы, соединять буквы линиями в слова

☀ 7. «Покажи слово»

Один игрок загадывает слово и показывает его пантомимой.

☀ 8. «Я загадал»

Рассказать о загаданном слове, не называя его (Например: «Я загадал — белый, холодный, скрипит под ногами, тает…).

☀ 9. В моем детстве эта игра называлась «индукция — дедукция».

Игрок загадывает предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые он может ответить только Да или Нет (с малышкой мы начинали с загадывания животных и частей тела).

☀ 10. Последняя буква

Каждый игрок говорит слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.

☀ 11. Рифма

Называем 4 (или два) случайных слова, на которые ищем рифму или с которыми придумываем четверостишие.

☀ 12. «Буква»

Называем слова только на заданную букву. (Вариант для взрослых: слова — предметы на загаданную букву, которые можно положить в трёхлитровую банку).

☀ 13. Ищем сходное

Называем два случайных слова — чем они могут быть объединены?

☀ 14. Волшебный язык

Для детей, которые учатся разбивать слова на слоги. Разговариваем, перед каждым слогом добавляя дополнительный слог (жи, ма, хрю….)

☀ 15. «Чепуха»

Говорим начало предложения, к которому нужно придумать совершенно «чепуховое», нереальное продолжение.

☀ 16. «Сказка»

Сочиняем сказку — каждый говорит по предложению.

☀ 17. Ассоциации

Один игрок называет слово, следующий — свою ассоциационная это слово (детям можем объяснить — первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово).

☀ 18. «Это слово умеет…» — описываем слово его «умениями».

☀ 19. «Картина»

Называем слово. По очереди рассказываем, какую «объемную» картину мы видим, когда произносим это слово (например, для одного игрока слово «чай» означает: семья сидит за столом и разговаривает, для другого — чайная плантация и собиратели чая, для третьего — стол накрыт скатертью, играет музыка, для четвёртого — чайная церемония, для пятого — человек сам стоит у окна, наслаждаясь одиночеством и чаем.

☀ 20. Антонимы

Называем слова и ищем к ним антонимы.

☀ 21. Несуществующее слово

Придумываем несуществующие слова, и что бы они могли означать на языке инопланетян

☀22. Тарабарский язык

Говорим друг с другом на «тарабарском языке», пытаясь по интонации угадать — о чем каждый говорит.