Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть.
«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста. Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.
Учимся работать с текстом: 2 способа начать
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
Учим детей работать с текстовой и графической информацией
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
- Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
- Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
- Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
- Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
Отгадывайте загадки, решайте ребусы, задачи и головоломки, чтобы прокачать у ребёнка логическое мышление, память и внимание к деталям.
- Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
- Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
- Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.
Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
- Определить тему, основную идею текста.
- Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
- Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
- Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
- Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.
Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.
Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым
Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.
Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.
Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!
Задача 1. Имена и отчества
Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.
Какое имя и отчество у моего отца?
Задача 2. Кто больше?
Гусеница не длиннее червяка.
Червяк не длиннее гусеницы.
Кто длиннее: гусеница или червяк?
Задача 3. Кому что?
В кафе три подружки заказали кекс, порцию мороженого и пончик.
Даша не заказывала пончик.
Милана не заказывала ни кекс, ни пончик.
Что заказала Саша?
Регулярные тренировки полезны и взрослым: будете быстрее понимать суть, критически оценивать информацию, раскрывать подтекст любого произведения, который автор хотел донести до читателя.
Научились быстро улавливать суть текста и понимать ключевые смыслы? Осталось научить его запоминать прочитанное и пересказывать текст своими словами.
Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?
Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.
Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.
Пять простых шагов еженедельной тренировки:
1) выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
2) осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
3) обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
4) перечитать текст с установкой на запоминание;
5) пересказать.
Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное
- Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
- Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
- Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.
Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться
- Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
- Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
- В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
- В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.