Материал подготовлен логопедом-дефектологом Гавриковой М. О.
В каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго усидеть на месте, выполнять многоступенчатые инструкции, контролировать свое поведение. Эти дети подвижны, вспыльчивы, раздражительны, не усваивают материал, взаимодействовать с ними бывает очень трудно. Но чтобы разобраться как помочь таким детям, нужно понять почему они себя так ведут.
Попробуем вместе в этом разобраться.
Головной мозг состоит из двух полушарий. Как мы знаем, правое полушарие – образное, творческое – отвечает за координацию движений, пространственную ориентацию, воображение. Левое полушарие – математическое, речевое, логическое – отвечает за буквальное понимание слов, построение плана действий. Одно из полушарий является доминантным, но это не значит, что другое полушарие не работает. Единство мозга складывается из работы двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.
Когда оба полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, это взаимодействие выражается в эффективной и правильной работе мозга. Но нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин грубых нарушений речи, чтения, письма, поведения.
Как же добиться межполушарного взаимодействия?
Этим вопросом занимается наука кинезиология. Американский доктор Пол Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений (Гимнастика для мозга), приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Эта методика была проверена экспериментально и показала прекрасные результаты. Но России эта система начала появляться в 90-х и до сих пор остается достаточно молодой наукой с узкой областью применения.
Как я использую Гимнастику для мозга в своей работе?
Я включаю элементы гимнастики в занятия по постановке и автоматизации звуков, в артикуляционную и пальчиковую гимнастики.
Упражнения могут использоваться на любом занятии или уроке, а также дома с родителями. Они занимают не более 5-7 минут в день, но приносят несоизмеримую пользу.
Давайте же приступим к выполнению «Гимнастики для мозга».
«Гимнастика для мозга»
- «Колечко»
Цель: включает движения, пересекающие среднюю линию тела, стимулируют работу общей и мелкой моторики, самоконтроля, развивают ориентацию в собственном теле.
Инструкция: поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д, сначала на одной руке, потом на другой. Когда ребенок справляется с этим заданием, можно усложнить сопряженным ритмичным выполнением задания обеими руками. Максимальный уровень сложности – сопряженное выполнение ритмичных движений на одной руке от указательного к мизинцу, а на другой руке – от мизинца к указательному.
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
2. «Кулак-ребро-ладонь»
Инструкция: последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе), ускоряя темп. В дальнейшем можно менять очередность комбинаций (кулак-ладонь-ребро, ребро-ладонь-кулак)
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут.
3. «Ухо-нос»
Инструкция: левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. Можно усложнить задание хлопком между сменами позиций.
Ухо, носик мы возьмем,
Хлоп – опять играть начнем.
4. «Зеркальное рисование».
Цель: расслабление глаз и рук, синхронизация работы полушарий.
Инструкция: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, например, геометрические фигуры. Для ребенка с нарушением речи не советую рисовать таким образом цифры и буквы. Потому что часто нарушение речи обуславливает дальнейшее возникновение оптической дисграфии, а после и дислексии. Ребенок не может запомнить нужный образ цифры или буквы, «отзеркаливая» ее. Не нужно путать ребенка в таком случае.
5. «Восьмерка».
Цель: снимает усталость, напряжение, устанавливает связь рука-глаз, т.е. активизируется работа зрительного анализатора. Диагностическая — выявление дизартрии.
Инструкция: Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Между пальцами представить точку, за которой будете зрительно следить. Нарисуйте в воздухе пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Важно следить не моргая, не двигая головой. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Далее делаем это упражнение с высунутым языком.
6. Лягушка.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, навыка самоконтроля, произвольности, увеличение скорости реакции.
Инструкция: положить руки на стол: одна в кулаке, другая ладонью на столе. Ритмично менять положения рук. Усложнение — игра вдвоем, сесть друг напротив друга. Ведущий первый меняет положения рук, оппонент как можно быстрее повторяет
7. «Повторялки».
Инструкция: Ведущий выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры. (групповая. Все стали в круг). Если к этой игре добавить мелодию, то получится логоритмическая игра. Например, всем нам известная танцевальная игра «Про утят», «Вперед четыре шага» и другие.
И закончить я хочу тем, что подготовила вам буклеты по теме мастер-класса. В этих буклетах вся необходимая информация о гимнастике для мозга и комплекс упражнений.
Используйте этот комплекс каждый день и ваш мозг скажет вам спасибо!