Материал подготовлен инструктором по физической культуре Шиян Мариной Витальевной
«Забавный балет»
Встаньте со своим малышом на коврик напротив друг друга, ноги расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трех, опуститесь на всю стопу. Выполните упражнения 3-4 раза, стоя на месте, затем – делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носочках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребенку, что спинку нужно держать прямо, подбородок не опускать.
«Едем-едем-едем на велосипеде»
Мама и малыш садятся на коврик напротив друг друга на небольшом расстоянии. Руки ставят за спину с упором в пол. Стопами своих ножек ребенок упирается в стопы мамы. Мама и ребенок выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя — к себе). Сначала движения выполняются в медленном темпе, а затем в более быстром. Необходимо следить, чтобы стопы малыша были всегда плотно прижаты к стопам мамы.
«Поможем маме»
На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры, кусочки ткани, пластмассовые
крышки от пластиковых бутылок, фантики и др. Папа и ребенок садятся на коврик или на
стульчики друг напротив друга, между ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает малышу помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать
в коробочку, захватывая их пальчиками ног. Руками помогать нельзя! Движения выполняются поочередно обеими стопами. По мере освоения игрового упражнения сбор предметов можно выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.
«Мы – строители»
Ребенок и папа располагаются на коврике друг напротив друга, опираясь руками на коврик позади себя. Между ними в произвольном порядке рассыпаются детали от конструктора (кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.). Папа и малыш по очереди, захватывая стопами одну деталь конструктора за другой, пробуют выполнить какую-либо постройку (башню, домик и т. п.). Необходимо отметить, что в процессе выполнения упражнения в работу включаются не только мышцы ног и стоп, но и мышцы брюшного пресса. Если ножки у ребенка устанут, рекомендуется предложить ему встать и походить по полу.
«Почтальон принес письмо»
Папа и малыш садятся на коврик друг напротив друга, руки за спиной в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Ребенку дается конверт из плотной бумаги, который он захватывает большим и указательным пальцами ноги и затем, выпрямляя ножку, передает его папе. Папа, выполняя те же движения, передает конверт обратно ребенку. При передаче конверта рекомендуется поочередно менять ноги (правая — левая).
«Большая птица»
Мама и ребенок становятся на коврик на небольшом расстоянии друг от друга. Сначала мама предлагает малышу показать, какие большие у птицы крылья, как она взмахивает ими вверх-вниз. Затем показывает малышу, как птица летит: мама становится на одну ногу, туловище наклоняет вперед, другую ногу приподнимает вверх, руки ставит в стороны — назад. Необходимо стремиться, чтобы отведенная нога образовывала одну линию с выпрямленной спиной. После мамы то же движение выполняет ребенок. Опорную ногу не сгибать, смотреть вперед. Когда упражнение будет освоено, ребенок может попробовать выполнить упражнение, приподнимаясь на носок опорной ноги и затем опускаясь на всю стопу.
«Шагаем по дорожкам»
Ребенок вслед за мамой повторяет следующие движения:
• ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп
на шнур;
• ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера. Ногу ставить
на коврик плотно;
• ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров. Ходить по коврику следует скользящим шагом.
«Веселые друзья»
Папа и ребенок становятся на коврик рядом друг с
другом. Папа показывает имитационные движения, малыш повторяет их вслед за ним.
Необходимо обращать внимание
ребенка на то, что спинку надо держать
прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть
вперед.
«Мишка» — ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперед,
пальцы рук широко расставлены. (При ходьбе можно произносить звук «р-р-р».)
«Гусь» — ходьба на пятках, руки в стороны — вниз. (Можно произносить «га-га-га.)
«Лисенок» — плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню (при этом разноименную руку плавно направлять вперед перед грудью).
Упражнения для коррекции стопы
Ходьба:
• На носках
• На пятках
• На внешней и внутренней стороне стопы
• Перекатом с пятки на носок
• С поджатыми и поднятыми пальцами
• По бревну боком
• Вверх и вниз по наклонной доске на носках
• По канату
• По неровной поверхности (по дорожке здоровья, по массажным коврикам – покупным и сделанным своими руками)
Сидя на стуле:
• Сгибание и разгибание стоп
• Сгибание и разгибание пальцев
• Круговые движения стопами
• Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола
• Отрывание от пола пяток
• Отрывание от пола носков
• Поднимание одной ноги, выпрямление, носок тянуть
• Поднимание обеих ног, выпрямление
• Соединение подошв стоп (колени согнутые -> колени разгибать)
• Поджать пальцы ног, зафиксировать положение
• Поджать пальцы ног, поставить на наружный свод стопы, зафиксировать
• Стопой одной ноги провести по голени другой вверх до колена и вниз
• Скольжение стопой вперёд и назад с помощью пальцев
Сидя на стуле с предметами:
• Катание гимнастической палки или гимнастического массажного валика вдоль стоп
• Катание малого или твёрдого мяча с шипами (по часовой и против часовой стрелки, вдоль стоп вверх и вниз по внешней и внутренней стороне стопы, одна нога при этом делает, а другая стоит на месте)
• Захват мяча среднего размера стопами, и поднятие его до уровня колен
• Собирание ткани в складки пальцами ног
• Захватывание и перекладывание пальцами ног мелкие предметы (карандаш, мелкие игрушки, губку, камни, крышки и т. д.)
• Рисование карандашом, зажатым между пальцами на листе бумаги
Также эффективны и интересны для детей захват пальцами ног мелких предметов и перекладавание их в сторону и обратно.
Каждое упражнение выполнять не менее 10 раз, переходя до 1 минуты и более. Выполнять каждый день и несколько раз в день. Только тогда будет эффект.
Плоскостопие многим кажется простым заболеванием, но на самом деле это довольно серьезная и быстро прогрессирующая патология, сложно поддающаяся лечению. Полностью вылечить ее можно лишь в детском возрасте, а у взрослых лечение направлено на замедление развития болезни в более тяжелые стадии. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем более благоприятным будет его лечение и коррекция.