Материал подготовлен Коротковой Н.В.
Основные принципы обучения и развития маленьких детей с кохлеарным имплантом.
При обучении маленьких детей с КИ важно иметь в виду следующее:
У ребенка с КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.
Ребенок научается многому самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого, подражая ему, общаясь с ним и делая что-то вместе, изучая-играя с разными предметами. Наша задача – создать ребенку условия для постоянного слушания звуков, речи и развития умения общаться с помощью речи в разных ситуациях общения.
Овладение речью ребенком происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым.
Кормления, умывания, одевания, посещения магазина, самостоятельной или совместной со взрослым игры с игрушкой, уборкой и др.
Родители ребенка с нарушением слуха, так же как и нормально слышащего, являются основными учителями по развитию у него речи.
Ребенок овладевает речью, общаясь целый день с мамой и другими членами семьи. Получасовое занятие с сурдопедагогом, даже если оно проводится ежедневно, принципиально не может решить задачу развития речи у ребенка с нарушением слуха. Поэтому основная цель сурдопедагога при работе с детьми с КИ, особенно маленькими, — научить родителей развивать у ребенка слух, понимание речи, устную речь, мышление, двигательные навыки при выполнении обычных ежедневных дел.
Самой естественной и эффективной формой обучения является игра.
Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес.
При общении и обучении/научении малыша взрослые (мама, папа, бабушка, дедушка и сурдопедагог) должны следовать важным принципам:
1) Правильно располагайтесь по отношению к ребенку во время общения, особенно во время целенаправленного занятия.
Глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребенка. Для этого вы можете сидеть рядом на полу, на маленьких стульях или на диване.
2) Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).
Когда малыш смотрит на лицо взрослого, общающегося с ним, он больше обращает внимание на речь взрослого, лучше улавливает связь между предметами и тем, что говорит взрослый, запоминая слова, лучше понимает, сто взрослый от него хочет и как оценивает его действия и поступки. Привлечь внимание ребенка к вашему лицу помогает выразительная мимика, поднесение интересующей ребенка игрушки к вашему лицу.
3) Устанавливайте совместное с ребенком внимание (взгляд) на предмете или действии.
Ребенок и взрослый вместе должны смотреть на предмет, чтобы взрослый смог чему-нибудь научить малыша. При этом возможно несколько способов возникновения совместного внимания.
Первый способ: взрослый сам смотрит на этот предмет и пытается привлечь к нему внимание ребенка. Например, вы, сидя рядом с малышом, берете в руки резиновую игрушку-лягушку и говорите, пытаясь привлечь его внимание к игрушке: «Ой, какая игрушка! Смотри. Лягушка. Лягушка говорит «ква-ква» и прыгает (делаете соответствующее движение)». Все это время вы следите за взглядом ребенка, стараясь сосредоточить его на игрушке. Он тянется за игрушкой, пытаясь подражать действиям взрослого. Вы продолжаете комментировать действия ребенка: «Да, лягушка прыгает. Лягушка говорит «ква-ква».
Второй способ: ребенок смотрит на какой-либо предмет или действия взрослого, а взрослый, следя за его взглядом, начинает смотреть на этот предмет вместе с малышом и рассказывать о нем (см. след. пункт). Можно поднести игрушку к своим губам, тогда ребенок обратит внимание на ваше лицо, губы, и это поможет ему связать вашу речь с игрушкой.
4) Следуйте за направлением внимания ребенка.
Например, вы хотите играть с ним в пирамидку, помогая ему при этом научиться соотносить предметы по размеру. Но малыш в этот момент заинтересовался цветком, стоящим на подоконнике, и смотрит или потянулся к нему. Вы пользуетесь тем, что его внимание привлечено к цветку, и рассказываете ему про цветок: «Цветок. Ты хочешь цветок? Цветок. Тебе нравится цветок? Красивый цветок! Смотри у него зеленые листья. Цветок растет в горшке. Вот горшок. Давай потрогаем цветок. Листья гладкие… цветок хочет пить. Польем цветок водой…». При этом вы многократно повторяете ключевое слово, выполняя с ребенком совместные действия (смотрите на цветок, трогаете листья, поливаете цветок) и комментируя их. Когда внимание ребенка активно привлечено к чему-то, то он хорошо усваивает информацию, связанную с этим предметом. Любую ситуацию можно использовать так, чтобы научить ребенка думать, понимать речь и говорить! Любой предмет можно превратить в интересное учебное пособие для ребенка! К пирамидке вы вернетесь позже.
5) Проявляйте искренний интерес к игре и действиям малыша.
Игра – самый естественный и лучший способ развития, научения и обучения ребенка. Ребенок, видя вашу заинтересованность, будет стараться делать то, что вызывает вашу положительную реакцию.