Материал подготовила педагог-психолог Капустина К.С.
Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка то тревожность является устойчивым состоянием. Она не связана с какой либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. У детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на втором году жизни наиболее часто проявляются страхи неожиданных звуков, одиночества, боли. В три — пять лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В пять — семь лет ведущим становится страх смерти. От семи до одиннадцати лет дети больше всего боятся «быть не теми, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Считается, что причины возникновения тревожности кроются в нарушении отношений между детьми и взрослыми. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1) противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями;
2) неадекватными, чаще всего завышенными, требованиями к ребенку;
3) негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях и группах детского сада с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях и коллективах, где часто возникают конфликты. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарные стили родительского воспитания в семье тоже не способствуют внутреннему спокойствию ребенка. Характерными проявлениями тревожности являются чрезмерное беспокойство, раздражительность, слезливость, пассивность и скованность, неадекватные реакции, нарушения сна, возможные покраснения кожи, тики, заикание, всевозможные страхи. Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая, ему трудно сосредоточиться на чем-либо. Во время выполнения задания он очень напряжен, скован. Такие дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, боятся трудностей, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проявления: боли в животе, расстройства стула, головокружения, головные боли, спазмы в горле, мышечное напряжение в области лица, шеи, затрудненное поверхностное дыхание, холодные и влажные руки, потливость и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Тревожный ребенок не обладает хорошим аппетитом, засыпает с трудом, спит беспокойно, жалуется, что ему снятся страшные сны. Он легко расстраивается, часто не может сдержать слезы, плохо переносит ожидание.
Как помочь тревожному ребенку?
Рекомендую проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
Обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь делать ему как можно меньше замечаний, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети сразу чувствуют фальш. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Наказания же используйте лишь в крайних случаях. И наказывая, не унижайте ребенка!
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
Необходимо привлекать детей к совместному обсуждению проблемы, говорить о чувствах, переживаниях, волнующих ситуациях, страхах. Можно использовать примеры литературных произведений и сказок. Например, смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы ребенок сказал вслух, чего он боится. Можно предложить нарисовать страх, рассказать о нем. Нельзя сравнивать детей с другими. Лучше сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными ранее. Необходимо исключать ситуации, в которых детские тревоги и страхи усиливаются. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать свои тревогу и страх словами. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Сказки и истории должны быть со счастливым концом: герой, пройдя через все преграды, обязательно должендобиться успеха.
3. Снятие мышечного напряжения.
Желательно с детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела.
Родители тревожного ребенка не должны:
— предъявлять ему завышенных требований;
— угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Уйду от тебя!», «Отдам тебя!», и т.п.);
должны:
— ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи;
— снизить количество замечаний;
— быть ласковыми и нежными;
— помогать и поддерживать ребенка;
— быть единодушными и последовательными в своих действиях;
— выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.