Речевая готовность подразумевает:
1. Правильное произношение всех звуков родного языка,
2. Навыки словообразования
3. Навыки грамматически верного оформления высказываний (согласование окончаний слов), умение связно рассказывать и пересказывать.
4. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками, производить звуковой анализ слова.
Звукопроизношение и фонематический слух: В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять заданный звук в слове; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; придумывать слова с заданным звуком; уметь составлять слова из последовательно заданных звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слоговая структура слова: Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас: В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
— Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
— Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).
— Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
— Знать детёнышей животных и т.д.
— Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи — этоумение пользоваться развернутой фразовой речью;
— умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (называть предметы уменьшительно-ласкательным значением (стул- стульчик), образовывать прилагательные от существительных, напр. дерево – деревянный, стекло — стеклянный и т.д.);
— умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (стул – стулья)
— согласовывать имена существительные с именами прилагательными (синее платье, голубое небо)
— умение употреблять простые и сложные предлоги (на столе, под столом, из-под стола и т.д.)
— правильно строить простые предложения.
Связная речь: К 7 годам ребёнок должен уметь
— пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
— составлять рассказ по картинке
— составлять рассказ по серии картин
— отвечать на вопросы по тексту
Речевая коммуникация: Ребёнок должен быть достаточно активен в общении:
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Следует отметить, что нарушения устной речи ведут к нарушениям письменной речи (как говорят, так и пишут). Речевые проблемы вызывают трудности в обучении, что является наиболее частой причиной неуспеваемости детей. Т.е. возникают трудности на письме и чтении.
Поэтому очень важно увидеть проблему как можно раньше, до школы и предпринять определенные действия по ее устранению.
Что могут сделать родители:
— Обратиться к логопеду для коррекции звукопроизношения.
— Тренировать артикуляционный аппарат для подготовки к постановке звуков.
— Развивать фонематические процессы.
— Обогащать словарный запас.
— Развивать связную речь.
— Развивать мелкую моторику.
— Совместное чтение.
Уважаемые родители!
ПОМНИТЕ, что готовность ребенка к школе в большей степени зависит от вас! От вашей заинтересованности, от вашего терпения и трудолюбия!