Речевая готовность детей к школе. Что это?

Речевая готовность подразумевает:

1.     Правильное произношение всех звуков родного языка,

2.     Навыки словообразования

3.    Навыки грамматически верного оформления высказываний (согласование окончаний слов), умение связно рассказывать и пересказывать.

4.   Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками, производить звуковой анализ слова.

Звукопроизношение и фонематический слух:  В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять заданный звук в слове; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; придумывать слова с заданным звуком; уметь составлять слова из последовательно заданных звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слоговая структура слова: Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас: В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

— Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

— Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).

— Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

— Знать детёнышей животных и т.д.

— Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи — этоумение пользоваться развернутой фразовой речью;

— умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (называть предметы уменьшительно-ласкательным значением (стул- стульчик), образовывать прилагательные от существительных, напр. дерево – деревянный, стекло — стеклянный и т.д.);

— умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (стул – стулья)

—  согласовывать имена существительные с именами прилагательными (синее платье, голубое небо)

— умение употреблять простые и сложные предлоги (на столе, под столом, из-под стола и т.д.)

— правильно строить простые предложения.

Связная речь: К 7 годам ребёнок должен уметь

— пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

— составлять рассказ по картинке

— составлять рассказ по серии картин

— отвечать на вопросы по тексту

Речевая коммуникация: Ребёнок должен быть достаточно активен в общении:

  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  •  ясно и последовательно выражать свои мысли,
  •  пользоваться формами речевого этикета.

Следует отметить, что нарушения устной речи ведут к нарушениям письменной речи (как говорят, так и пишут). Речевые проблемы вызывают трудности в обучении, что является наиболее частой причиной неуспеваемости детей. Т.е. возникают трудности на письме и чтении.

Поэтому очень важно увидеть проблему как можно раньше, до школы и предпринять определенные действия по ее устранению.

Что могут сделать родители:
— Обратиться к логопеду для коррекции звукопроизношения.
— Тренировать артикуляционный аппарат для подготовки к постановке звуков.
—  Развивать фонематические процессы.
— Обогащать словарный запас.
— Развивать связную речь.
— Развивать мелкую моторику.
— Совместное чтение.

Уважаемые родители!

ПОМНИТЕ, что готовность ребенка к школе в большей степени зависит от вас! От вашей заинтересованности, от вашего терпения и трудолюбия!