Фонематический слух. Что это?

Фонематический слух — это часть физического слуха, позволяющая распознавать и отличать звуки родного языка. Фонематический слух обращен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков речи в соответствии с нормами языка. Включает в себя определенный набор речевых операций:

1) способность слышать определенный звук в слове или определять его отсутствие;

2) способность различать слова, расположенные в многовариантной последовательности с одними и теми же звуками;

3) способность различать слова близкие по звучанию, но разные по значению.

Фонематический слух и слуховое внимание формируется у человека с первых дней жизни.

Ребенок реагирует на звуки. Обращать внимание на звуковую оболочку слова, то есть на входящие в его состав фонемы, ребёнок начинает к концу первого года жизни. К концу второго года жизни ребенок воспринимает на слух все звуки родного языка. На третьем, четвёртом и пятом году жизни фонематическое восприятие совершенствуется, и ребёнок овладевает всеми фонематическими процессами в полной мере.

Фонематический слух выполняет не только функцию приема и оценки речи окружающих, но и контроль собственной речи. При неразвитом фонематическом восприятии дети путают фонемы близкие по звучанию при их воспроизведении. В экспрессивной речи наблюдаются не только искажения звуков, но и их пропуски и замены. На уровне словосочетаний и предложений наблюдается слияние двух слов в одно, нарушение последовательности слов в предложении, сложности в обучении чтению, ошибки на письме и ряд других проблем. Типичные ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха: смешение звуков, пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове; недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.

Таким образом, фонематический слух напрямую связан с успешным обучением в школе

В связи с этим необходимо уделять внимание развитию фонематического слуха, учить ребенка концентрировать слуховое внимание. Есть специальные игры и упражнения, которые помогают это делать.

Например, такие.

Игра «Оркестр»

Цель: научить ребенка различать звучание инструментов без зрительной опоры.

Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, губная гармошка, ширма.

Задание: отгадать, какие инструменты звучат в оркестре.

Процесс игры:

Взрослый поочередно показывает и называет музыкальные инструменты, демонстрирует их звучание.

Ребенок рассматривает инструменты, слушает их звучание.

Взрослый за ширмой играет на сначала на одном, потом на двух инструментах одновременно.

Ребенок по звуку определяет, что звучит.

Взрослый демонстрирует, что звучало, вместе с ребенком сравнивают, проверяют ответ.

Постепенно количество музыкальных инструментов увеличивается.

Игра «Колокольный звон»

Цель: научить ребенка определять источник звука, прислушиваться.

Оборудование: колокольчик, повязка на глаза.

Задание: показать, где звенит.

Процесс игры:

Взрослый надевает повязку ребенку на глаза.

Взрослый становится на расстоянии нескольких метров от ребенка, мелодично звенит колокольчиком.

Ребенок, не открывая глаз, отгадывает направление звука.

Ребенок показывает рукой, где звенит колокольчик.

Если ребенок умеет говорить, проговаривает направление (впереди, сзади, слева, справа).

Взрослый может менять положение несколько раз.

Игра «Карманы»

Цель: научить ребенка внимательно слушать речевые звуки.

Оборудование: одежда с карманами.

Задание: показать число на пальцах. Услышав слово-сиг-нал, спрятать руки в карманы.

Процесс игры:

Взрослый называет слово-сигнал. Например, «пять».

Объясняет правила игры: «Я буду называть разные числа. Ты будешь показывать такое же количество пальцев. Как только услышишь слово «пять», спрячь руки в карманы».

Взрослый называет различные числа.

Ребенок внимательно следит, слушает, показывает на пальцах те числа, которые назвал взрослый, до тех пор, пока не прозвучит слово-сигнал.

Как только слово-сигнал прозвучит, ребенок прячет руки в карманы.

Через несколько игр взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «Навигатор»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать инструкции.

Оборудование: сюрприз (клад), письмо.

Задание: следовать заданиям.

Процесс игры:

Взрослый предлагает ребенку найти сюрприз.

Рассказывает, что сюрприз спрятан и место обозначено в письме. Нужно выполнять действия, в нем указанные, очень внимательно, чтобы не сбиться с пути.

Взрослый проговаривает инструкции ребенку 1 раз.

Ребенок выполняет их, как запомнил.

В случае ошибок взрослый не поправляет ребенка до конца пути.

Если в результате сюрприз (клад) не найден, взрослый с ребенком делают вывод, что задание выполнено неверно. Следует все начать сначала.

После этого взрослый вновь проговаривает образец.

Сравнивают вместе с ребенком, анализируют, все ли верно.

Описание маршрута составляется взрослым в зависимости от места, где спрятан сюрприз.

Игра может проводиться как в помещении, так и на улице.

Интерес ребенка повысится, если маршрут поиска заранее записать на телефон или диктофон.

Игра «Нос — пол — потолок»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание, быстро переключаться.

Оборудование: нет.

Задание: выполнить движение, названное взрослым.

Процесс игры:

Взрослый договаривается с ребенком, что, когда он скажет слово «нос», ребенку надо показать пальцем на свой нос.

Когда взрослый скажет слово «потолок», ребенок должен направить палец на потолок, а когда он слышит слово «пол», то показать пальцем на пол.

Взрослый объясняет, что выполнять надо только те команды, которые он произносит, а не те, которые показывает.

После нескольких проб, когда ребенок привыкнет повторять движения, взрослый начинает произносить одно действие, а выполнять другое.

Взрослый говорит слова «нос», «пол» и «потолок» сначала в одной, потом — в разной последовательности.

Взрослый показывает при этом то правильно, то неправильно (например: называет потолок, а показывает на пол).

Ребенок должен всегда показывать в правильном направлении.

Игра «Небылицы»

Цель: научить ребенка внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи.

Оборудование: нет.

Задание: определить, все ли верно в предложениях. Найти ошибку и объяснить.

Процесс игры:

Взрослый читает небольшие рассказы.

Ребенок внимательно слушает и находит ошибки в высказываниях, подробно объясняя, в чем заключается небылица.

Практический материал:

«Котенок»

Детям подарили котенка. Коля и Андрюша играют с ним.

У Мурзика белые копытца и темный носик. Он любит молоко и рыбу.

«В парке»

Мы были в парке. Там интересно. С ветки на ветку скакала кенгуру. Она была не в клетке, а на воле. Она брала баранки у нас из рук.

«Коля и Рэкс»

Как хороши летом теплые деньки! Пушистый снег ковром покрывает землю. Коля взял ледянку и бежит на горку.

Его щенок Рэкс бежит туда же. А на горке уже малыши с лодками.

«Хорошо. в лесу!»

Пушистый снег укрыл летний лес. Хищные звери ищут пищу. Я иду в чащу леса на звук дятла. Пестрый дятел стучит по дому. Рядом старая ель. Под елкой лежат желуди. Это пища для птиц.

«Снег»

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос капли дождя. Снежинки падали душистые и белые.

«Зима»

Пришла зима. Поля покрылись разноцветным красочным ковром. Мороз сковал реки и озера. Тополь и осина стоят голые. Только сосна да ель зелены.

«Медведь»

Всю зиму медведь спал в берлоге. Он худ. Весной трудно искать пищу. У медведицы родились котята. Опасно встретить медведя в лесу весной. Голодный медведь может задрать человека.

Игра «Отгадай, какой загадан звук»

Цель привлечь внимание ребенка к звуковому составу слов, дать ему возможность внимательно проанализировать составляющие слово звуки и выделить некоторые из них.

Оборудование: нет.

Задание: отгадать, какой звук загадал взрослый.

Процесс игры:

Взрослый загадывает любой звук, не произнося его

Ребенок называет любые слова.

Взрослый отвечает, ость ли в названном слове загаданный звук или нет.

Ребенок старается отгадать этот звук.

Пример:

Дом — (нет)

Ботинки — (нет)

Котик — (нет)

Тапочки + (есть)

Подушка — (нет)

Саша — (нет)

Алиса — (нет)

Тазик — (нет)

Почта + (есть)

Очки + (есть)

Черточка + (есть)

Это звук (Ч].

Игра «Поймай слог»

Цель: привлечь внимание ребенка к звуковому составу слов, дать ему возможность внимательно вслушаться в от-

дельные составляющие слово слоги.

Оборудование: нет.

Задание: услышав «му», показать рожки (приложить два указательных пальца к голове).

Процесс игры:

Взрослый произносит сочетания, состоящие из двух звуков.

Ребенок, как только услышит, как мычит корова (слог «му»), выполняет движение.

Лексический материал:

Ma — му

Ми — му — мо — му

Ми — мо — му — му

Ма — му — мы — му — мо — ми

Игра «Игрушки в магазине»

Цель: научить ребенка воспринимать сложные задания на слух.

Оборудование: игрушки или картинки с их изображением — красный мяч, красное ведро, красный шарик, красная пожарная машина, зеленый крокодил, зеленый грузовик. синий барабан, синий телефон, синяя машина, синяя матрешка, корзина для игрушек.

Задание: выполнить действие, предложенное взрослым.

Процесс игры:

Взрослый читает ребенку задание один раз.

Ребенок выполняет так, как запомнил.

После выполнения взрослый проводит проверку, анализ.

Лексический материал:

Назови и покажи какую-нибудь игрушку синего цвета.

Назови и покажи одну из красных игрушек.

Назови и покажи любую зеленую игрушку.

Выберем все красные игрушки. Назови каждую игрушку, которую мы выберем.

Положи в корзину все красные игрушки, кроме ведерка.

Назови и покажи какую-нибудь синюю игрушку.

Есть здесь еще хоть одна синяя игрушка?

А теперь покажи желтую игрушку.

Есть ли здесь еще хотя бы одна игрушка такого же цвета?

Назови зеленую игрушку, но не крокодила. Что это?

Выбери и назови такую игрушку, которая будет любого цвета, но не красного.

Я спрячу воздушный шарик. Назови и покажи остальные игрушки такого же цвета.

Угадай, какая игрушка мне больше всего нравится, если она не красная, не синяя и не зеленая.

Есть множество и других очень интересных игр, а можно придумывать игры вместе с ребенком. В такие игры можно играть и дома и в дороге.