Cпорт играет большую роль в жизни детей. Он укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным и выносливым, закаляет организм. Кроме того, занятия спортом поднимают настроение.
О мотивации
- Мотивацию нужно постоянно активизировать.
На начальном этапе спорт привлекает детей тем, что способствует развитию определенных качеств характера, таких как смелость, решительность, настойчивость, формируется спортивное телосложение, присутствует желание быть похожим на известного игрока, а также потребность в признании и уважении окружающих.
Желание самореализоваться и самоутвердиться в обществе выступает мощным мотиватором на достижение успеха.
На начальном этапе занятий спортом в мотивации детей превалирует потребность в общении с такими же ребятами-спортсменами, удовольствие от тренировок, причастность к спорту.
Дети ориентированы на быстрый результат – стать успешным спортсменом, обыграть известного игрока, быть лучшим, но не ориентированы на длительный, сложный, порой монотонный процесс тренировок с успехами и неудачами.
Монотонность тренировок, периодические неудачи или опять же необходимость идти на тренировку вместо поездки с семьёй на природу могут отрицательно сказываться на желании ребенка заниматься спортом.
Кроме того, со временем накапливается усталость, появляется эмоциональное выгорание, все это вместе с отсутствием быстрого, желаемого результата негативно влияет на мотивацию. В такой ситуации важна активность тренера.
Мотивация на достижения может снижаться, если совсем не поощрять ребенка, не отмечать его даже небольшие успехи. Не исключается адекватная критика.
Продуктивная тренировка также может выступать хорошим мотиватором – у ребенка появляется уверенность в собственных силах, желание повторить и закрепить то, что он теперь умеет, проверить свои силы в соревнованиях.
! Общеизвестно, что высокий уровень мотивации увеличивает эффективность деятельности, но если ребенок демонстрирует чрезмерное желание выиграть, то результат ухудшается. Согласно закону Йеркса-Додсона, по мере того, как мотивация увеличивается, соответственно, увеличивается и показатель успешности, но при достижении определенного максимума мотивации, качество деятельности резко снижается.
Таким образом, ребенок будет максимально эффективным в матче или соревнованиях при среднем, оптимальном уровне мотивации.
Об эмоциях
В процессе спортивной деятельности дети испытывают самые разные эмоции и, конечно, трудно переоценить их влияние на качество тренировок и успешность выступления на соревнованиях.
Выделяют три вида предстартовых эмоциональных состояния. Первое – это состояние воодушевления, когда спортсмен уверен в себе, своих силах, ощущает прилив энергии, находится на подъеме и с нетерпением ждет начало старта. Это состояние является оптимальным для успешного выступления.
Второе – это лихорадочное состояние, которое наблюдается при вышеупомянутой чрезмерно высокой мотивации и характеризуется эмоциональной неустойчивостью (волнение, стресс, раздражительность), расстройством в координации движений — в таком состоянии трудно сконцентрироваться.
Третье эмоциональное состояние, наблюдаемое у некоторых спортсменов –это апатия. Это может быть вызвано неадекватной нагрузкой (перетренированностью) либо, если спортсмен долгое время находился в состоянии ожидания матча и «перегорел». При этом игрок испытывает сонливость, вялость, страдает внимание, концентрация, ему сложно собрать себя, организовать.
Негативное влияние на деятельность спортсмена во время соревнований оказывает состояние тревоги. Оно может быть связано с более сильным соперником, с незнакомым местом проведения матча, с неуверенностью в собственных силах, с недостаточно закрепленным навыком и др.
Способы регуляции эмоционального состояния.
Начнем с того, с какой установкой Ваш ребенок идет на соревнования.
Вы объективно понимаете, что у Вашего ребенка, несмотря на небольшой опыт занятий теннисом, уже есть сильные и слабые стороны игры. Например, он великолепно бьет слева двумя руками и мастерски делает укороченные. И перед соревнованиями стоит напомнить ему о его преимуществах в игре и в дополнение, при возможности, например, потренировать смэш, который дается ему непросто. Но заранее обсудить, что данное соревнование является проверкой его умений, чтобы родители и тренер могли понять, что именно у него не получается и над чем и как нужно поработать.
Так, здесь сработает мотивация не на победу, но мотивация на избегание ошибок, на проверку своих возможностей на сегодняшний день, на испробование техник и приемов, на проверку их освоения ребенком, чтобы понять, в каком ключе продолжить тренировки и на что сделать акцент.
По окончании матча речь идет не о проигрыше, а о том, что получилось хорошо, а над чем нужно продолжить работу. Например, была отличная подача, но трудно было принимать укороченные мячи соперника или так называемые «свечки».
При такой мотивации Вы будете удивлены, насколько у Вашего ребенка изменится эмоциональное состояние, отношение к матчу, к сопернику, более того, по окончании соревнования он с интересом будет рассказывать ход «схватки» и анализировать, что получилось, а какие техники надо потренировать.
И, напоследок, несколько слов о саморегуляции. Во время соревнований психическое напряжение порой чрезвычайно велико и нужно уметь расслабиться, чтобы сохранить энергию до конца матча. Для этого существуют различные дыхательные техники, их сочетают с напряжением и расслаблением мышц.
Кроме того, существуют аутогенные тренировки – они могут оказывать различный эффект на детей, поэтому важно понимать, когда их лучше использовать.
Как способ снятия эмоционального напряжения можно использовать замещающую деятельность. Например, во время теннисных турниров мы можем наблюдать как спортсмен прыгает на месте или делает имитацию ракеткой без удара по мячу – такие действия способствуют сбросу накопившегося напряжения. Для некоторых спортсменов хорошей разрядкой является речь – во время небольших пауз они могут что-то проговаривать вслух.
Существует много способов снятия психического напряжения, связанных не только с релаксацией, дыхательными упражнениями, но и с изменением отношения к соревновательной деятельности, с моделированием различных обстоятельств, при которых могут проходить матчи, с изменением установки, изменением уровня притязаний.
Для каждого спортсмена способы снятия психического напряжения различны и подбираются с учетом его индивидуальных особенностей (характер, тип нервной системы и тп).
Спорт профессиональный или любительский меняет характер и способствует формированию сильного характера – ребенок учится взаимодействовать в команде, становится более собранным, ответственным, самостоятельным, получает опыт отстаивания своих интересов или интересов команды, учится не только проигрывать и выигрывать, но и мыслить: во время игры ему приходится анализировать действия соперника, самостоятельно принимать решения, выбирать тактику.
Пусть спортивные достижения Вашего ребенка способствуют становлению сильной и уверенной в себе личности, для которой занятия спортом являются не только удовольствием, но и возможностью реализоваться, самоутвердиться и найти свое призвание.