Некоторые из них можно предлагать и детям от 3 лет, можно использовать в изучении языков.
Это мягкая возможность расширить словарный запас, запомнить написание и звучание новых или сложных слов, развивать грамотность, фонематический слух, соединить образ слова с его написанием, сделать вклад в работу с дислексией. Но это не только про вербальный интеллект — это и про логику, ассоциативное мышление, сенсорный опыт. И про возможность быть близкими.
1. 4 слова
(детям от 8 лет можно предложить и 5-6 слов)
Выбираем 4 совершенно не связанных между собой слова. Используя их, составляем по очереди маленький рассказ.
2. «Множество слов»
Выбираем большое слово. Из его букв каждый на своём листе составляем и записываем много маленьких. (Дети могут вначале быть в команде со взрослыми, а затем они быстро становятся самостоятельными игроками).
3. «Рисование словом»
Выбираем «сложное» для ребёнка слово, которое сложно писать или произносить. Придумываем, что именно будем рисовать. Например, нарисовать фигурку кота, используя только загаданное слово (пишем его много раз в разных плоскостях).
4. «Наоборот»
Говорить слова наоборот, не записывая их. (Например, Чайник — кинйач, стена — анетс…)
5. Найти в комнате слова: вкусные, звучащие, ароматные, твёрдые, мягкие, движущиеся и т.д.
(Так мы включаем разные каналы восприятия ребёнка. За речью — следует ощущение. Слово — становится «дверью» в мир сенсорный).
6. Написать вразброс на листе буквы, соединять буквы линиями в слова
7. «Покажи слово»
Один игрок загадывает слово и показывает его пантомимой.
8. «Я загадал»
Рассказать о загаданном слове, не называя его (Например: «Я загадал — белый, холодный, скрипит под ногами, тает…).
9. В моем детстве эта игра называлась «индукция — дедукция».
Игрок загадывает предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые он может ответить только Да или Нет (с малышкой мы начинали с загадывания животных и частей тела).
10. Последняя буква
Каждый игрок говорит слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
11. Рифма
Называем 4 (или два) случайных слова, на которые ищем рифму или с которыми придумываем четверостишие.
12. «Буква»
Называем слова только на заданную букву. (Вариант для взрослых: слова — предметы на загаданную букву, которые можно положить в трёхлитровую банку).
13. Ищем сходное
Называем два случайных слова — чем они могут быть объединены?
14. Волшебный язык
Для детей, которые учатся разбивать слова на слоги. Разговариваем, перед каждым слогом добавляя дополнительный слог (жи, ма, хрю….)
15. «Чепуха»
Говорим начало предложения, к которому нужно придумать совершенно «чепуховое», нереальное продолжение.
16. «Сказка»
Сочиняем сказку — каждый говорит по предложению.
17. Ассоциации
Один игрок называет слово, следующий — свою ассоциационная это слово (детям можем объяснить — первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово).
18. «Это слово умеет…» — описываем слово его «умениями».
19. «Картина»
Называем слово. По очереди рассказываем, какую «объемную» картину мы видим, когда произносим это слово (например, для одного игрока слово «чай» означает: семья сидит за столом и разговаривает, для другого — чайная плантация и собиратели чая, для третьего — стол накрыт скатертью, играет музыка, для четвёртого — чайная церемония, для пятого — человек сам стоит у окна, наслаждаясь одиночеством и чаем.
20. Антонимы
Называем слова и ищем к ним антонимы.
21. Несуществующее слово
Придумываем несуществующие слова, и что бы они могли означать на языке инопланетян
22. Тарабарский язык
Говорим друг с другом на «тарабарском языке», пытаясь по интонации угадать — о чем каждый говорит.