Три этапа логопедической работы

Логопедическая работа с любым звуком проходит три этапа.

1 этап — постановка звука, здесь нужно вызвать правильное произношение звука. Постановка возможна от других звуков либо с помощью подражания, или с помощью каких-либо средств.

2 этап называется автоматизация звука. Это значит, что правильное произношение звука, которое мы отработали на предыдущем этапе, нужно теперь автоматизировать, то есть правильное произношение должно быть автоматическим. Внутри этого этапа находятся подэтапы. Первый подэтап — автоматизация звуков в прямых и обратных слогах. Это такие слоги, как {МА}, {АМ}. Автоматизация звука в слогах со стечением согласных, например, таких, как {СТА}, {СТО}. Следующий подэтап это автоматизация звуков в словах. То есть звук должен правильно произноситься в словах. Ещё один подэтап — автоматизация звука в предложениях. То есть, теперь этот звук должен правильно произноситься не только в словах, но и в предложениях. Последний подэтап — автоматизация в связной речи. Свя́зная речь отличается от предложения тем, что в ней, как правило, присутствует ещё и эмоциональный компонент.

3 этап — это дифференциация звуков. То есть одновременно с поставленным звуком, могут быть звуки, которые мы ставили немного раньше. Например, мы работали со звуком {С}, поставили его, а потом начали работать со звуком {Ш} и поставили его. Теперь нужно два звука дифференцировать между собой, сделать так, чтобы ребёнок правильно произносил их сначала в слогах, потом в словах, в предложениях, потом в связной речи.

Сколько времени нужно на каждый этап логопедической работы? Логопед слушает, какие звуки ребёнок произносит правильно, какие у него искажаются, нарушаются, возможно, ребёнок их пропускает. Таким образом, можно представить то время, которое нужно на то, чтобы звук был сначала поставлен, потом автоматизирован, потом дифференцирован и введён в речь. На каждый этап нужно время, логопеды это время планируют и встраивают в свою работу.