Графические диктанты для старших дошкольников

В предлагаемом Вашему вниманию пособии даются графические
диктанты, которые помогут сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Опыт работы по предлагаемой в пособии методике показал эффективность данной системы. Выполняя задания, дети приобретали нужные графические навыки, учились ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становились более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества
необходимы для успешного обучения в школе. Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – малыши не знают заранее, какой рисунок должен получиться. Система графических диктантов построена по следующим принципам:

  1. Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью.
     В первом блоке даются небольшие картинки, во втором блоке –
    картинки с большим количеством элементов, с длинными линиями. В третьем блоке приводятся примеры небольших картинок, но с диагональными линиями. Четвёртый блок – это крупные рисунки с большим количеством диагональных элементов.
     Помимо письма под диктовку учим детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку.
    2.Временная регламентированность: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия по математике или как самостоятельное занятие во второй половине дня.
  2. Учёт индивидуального уровня и темпа развития детей.
  3. Графические диктанты даются детям только после того, как они
    достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в крупную клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.
  4. Соблюдение гигиенических требований:
     необходимо следить за правильной посадкой детей за столом, хорошим освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти;
     работа проводится в тетрадях в крупную клетку;
     каждые 3-4 минуты письма проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз и пальцев рук.