Материал подготовлен педагогом-психологом, учителем-дефектологом Костенко Мариной Александровной
Родители нередко жалуются, что ребенок не умеет играть. Как выяснить, почему это происходит?
В ходе беседы с родителями мы постараемся получить основную информацию о сложившейся проблеме и конкретизируем жалобу до конкретных трудностей и сформулировать запрос.
Например, ребенок «Ребенок не умеет играть без взрослого?»
Детские трудности в игре:
- сам не инициирует игру со сверстником или собственную игру с игрушками;
- ждет помощи в изобретении и развитии сюжета;
- все время пытается вовлечь взрослого в игру, без него мается, скучает, не знает, чем заняться.
Какие вопросы мы можем задать родителям?
- сколько и как ребенок взаимодействует со взрослым вне игры и в игре;
- как родитель принимает решение включиться в игру и прекратить свое участие в ней;
- что ребенок делает вместо игры без взрослого?
Таким образом, мы выясняем конкретную информацию о проблеме.
Это может быть не только проблема ребенка, но и проблемы взрослых.
Как же научить ребенка играть? С чего начать?
Нужно научить ребенка придумывать сюжет игры, инициировать игру, принимать разные роли, соблюдать правила.
Что делать взрослому?
Взрослому нужно организовать правильно насыщенное игровое пространство, выделить время на игру у себя и у ребенка, показать, как создавать сюжет.
Еще один пример: «Ребенок не умеет развивать игру»
Чему учить ребенка?
Находить разнообразные способы применения игрушкам, символически использовать игровые предметы, находить предметы-заместители: палочка – вилка, ружье, столб, подзорная труба, мост; расширять репертуар игровых действий и сюжетных ходов.
Что делать взрослому?
Правильно выбирать игрушки, показать ребенку, как символически использовать игрушку, дать образцы развития сюжета, вносить нюансы, которые помогут ребенку развивать игру. Нужно учитывать, что очень реалистичные игрушки могли привести к тому, что ребенок использует их буквально.
«Ребенок нарушает контакт в игре»
Чему учить ребенка?
Контактировать в игре с ровесниками, со взрослым, играть без взрослого рядом, устранять неадекватные способы контакта: назойливость, демонстративность, агрессию, застенчивость и др.
Что делать взрослому?
Позволить ребенку играть одному: не с родным братом или сестрой и не с друзьями; вмешиваться в игру умеренно, устранять со своей стороны неадекватные способы контакта: принуждение, критику, насмешки, умиление как единственную реакцию и др.
Если Ребенок играет в игры, которые ему не по возрасту или не по характеру?
Чему учить ребенка?
Играть в игру по возрасту, играть не только в «развивающие» игры, играть в игры по сюжетам интересных ему историй или с интересными ему персонажами, выражать важное для себя в игре, удовлетворять свои потребности в игре и разрядке.
Что делать взрослому?
Не нужно пытаться каждую игру сделать развивающей, нужно принимать современные сюжеты и персонажей. Взрослому нужно понять, что он не обязан уметь долго играть в предметно-манипулятивные игры и любить игру, как ребенок.