Когда читать ребенку вслух?

Материал составлен на основе книги Юлии Кузнецовой «Расчитайка» "Как помочь ребёнку полюбить чтение" Ильницкой Ириной Владимировной

С утра, безусловно, трудно выкроить и десять минут. Зато, если вы проводите время с ребенком, можно читать перед дневным сном или после полдника.
Читать можно и после вечерней прогулки (позаботьтесь заранее об ужине, чтобы не пришлось долго его готовить). Если в доме воцаряется тишина после ужина, то можно использовать и эту паузу, хотя многим людям проще следовать традиции читать детям на ночь. Но обстоятельства бывают разными. Организуйте десять минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам — ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.

Чтение вслух: тонкости и подводные камни.
Может ли ребенок перебивать родителя во время чтения, задавая вопросы? Этот вопрос решают родители на свое усмотрение.
Все зависит от позиции взрослого, а не только ребенка.

Что делать, если ребенок вырывает книгу из рук, заставляет листать страницы и просит рассказывать, что изображено на картинках? Я думаю, можно идти за ребенком. Рассказывая, вы все равно опираетесь на текст. Бывают ли дети, которые не любят, чтобы им читали вслух? Наверное, да. Точнее, бывают дети, которым трудно дается восприятие текста на слух. Но это качество можно развить.

Так что если вы читаете с увлечением, с удовольствием, всегда найдутся любители послушать.

Подсказки. Читайте ребенку вслух везде, где только найдете место и когда появится время. Главное — делать это с удовольствием. Книга должна радовать не только ребенка, но и вас! Не обязательно ждать вечернего часа.

Задание. Придумайте, где и когда вы можете читать ребенку. Например:
после обеда — перед дневным сном;
— после прогулки;
— пока варится ужин;
— утром в субботу или воскресенье
— в кровати, когда не нужно никуда спешить;
— в очереди в поликлинику;
— в транспорте;
— на пляже.
Запишите в блокнот свои варианты.

Как читать вслух? Чтение вслух можно сравнить с пением колыбельных и потешек. Ни маме, ни папе необязательно обладать музыкальным слухом и красивым голосом, чтобы порадовать ребенка песней в своем исполнении. Так и в чтении: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость. Однако если вы хотите, чтобы текст сказки звучал красиво, существуют некоторые рекомендации, как можно этого добиться:
— Проговаривайте слова четко, не глотайте окончания.
— Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком мед- ленным».
— Обязательно делайте паузы. Небольшие — между предложениями, подлиннее — между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.
— Не стесняйтесь добавить в текст выразительности. Рычите за волка, рыдайте за прин- цессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.
— Объяснять или нет непонятные слова — решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Иногда я сама добавляю в текст маленькое объяснение или слово-синоним.
Очень многому родителей могут научить аудио- сказки. Когда дети слушают диски со сказками в машине, я обращайте внимание на интонацию, паузы, произнесение слов и потом старайтесь копировать хорошее чтение. Особенно хорошо работают с текстом актеры старой школы — Ирина Муравьева, Леонид Куравлев и другие.

Задание. Когда вы ставите ребенку аудиосказку, не отключайтесь от звучащего текста. Вслушайтесь в интонации актеров. Обратите внимание, как они читают, выберите тех, кто вам близок, и постарайтесь позаимствовать у них пару приемов. Выпишите, что важного вы почерпнули из прослушанного, какие приемы можно использовать. Например: восторженная интонация; акцент на непонятных словах; четкое произнесение необычных имен; смешинка в голосе.

Что делать с повторами? У каждого ребенка есть любимая книга, которую он готов слушать по многу раз. Выход: запишите сказку на диктофон. Это должна быть уже знакомая ребенку сказка, лучше — самая любимая. Предложите послушать. Только выберите, пожалуйста, момент, когда ребенок не голоден, не хочет спать и не капризничает. Иначе все новое, требующее концентрации, может быть воспринято отрицательно.

От слушания к самостоятельному чтению. Слушающий сказку ребенок никогда не думает о том, что ему читают слова из букв. Он видит образы, они трогают его сердце, они запоминаются, живут внутри него, подталкивают его к различным видам творчества. Например, ре- бенку хочется нарисовать или вылепить из пластилина полюбившегося героя. Однако несмотря на то, что буквы кажутся ему в момент чтения неважными, мозг все-таки фиксирует: чтобы образы ожили, нужно держать книгу в руках, нужно учиться разбирать все эти странные закорючки. Так, как это делают мама, папа или бабушка. Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому. Когда мы читаем вслух, то показываем, Как можно создать удивительный мир, просто прикасаясь к книге!