Эта статья пригодится как родителям дошкольников (она расскажет, как организовать процесс чтения дома), так и родителям уже читающих детей шести — девяти лет (поможет ребенку полюбить чтение).
Подготовила педагог-психолог Ильницкая Ирина Владимировна
Для обсуждения целей чтения и книг, которые вы хотите предложить или показать, стоит выбрать момент, когда ребенок не возбужден, не расстроен, не хочет есть или спать, а, наоборот, расположен к душевной беседе.
Подумайте, как обсудить с ребенком цели чтения. Что поможет ему понять ценность этого процесса? Попробуйте подтолкнуть его к тому, чтобы он сам решил, что есть смысл обратиться к книге.
Например, вы планируете летом поездку в Крым, покупаете путеводитель и, выложив его на тумбочку или стол, спрашиваете: «Интересно, а где в Крыму самая вкусная пицца?»
Делитесь собственным опытом: «Говорят, когда читаешь эту книгу, она меняет тебя изнутри».
Или можно объяснить детям, в какую ситуацию им предстоит попасть, и попросить подобрать книгу. Например: «В самолете ты сможешь смотреть мультфильмы, но при взлете и посадке электронные приборы нужно выключить. Давай подумаем, какую книгу тебе взять с собой, ведь посадка может затянуться».
Родительский пример.
Если в семье читают родители — это хорошо.
А вот если сами родители не читают… Обратите внимание, как часто вы берете в руки книгу, бумажную или электронную: достаточно ли детям вашего примера? Если недостаточно, спланируйте свой вечер и найдите время для книги. Можно официально назвать это время «Полчаса чтения» и предупредить всех заранее. Дома, вместо сеанса погружения в интернет, сядьте на диван и читайте.
Много вы не прочтете, дети будут тянуть вас в разные стороны. Но постарайтесь успеть сказать что-то вроде: «Подожди, мне интересно!» Только пусть это звучит искренне. Если вам трудно отрываться от книги и придумывать по ходу такие фразы, попробуйте составить их заранее, вспомнив, что интересного было в книге до того момента, как вы взяли ее в руки вечером.
Например: 1. Тут так вкусно описывается еда! Мне даже есть захотелось. Дай мне, пожалуйста, яблоко.
2. Так интересно! Тут один персонаж здорово напоминает нашу бабушку! Прямо как с нее писали!
3. Слушай, мне не хватит полчаса на чтение этой книги! Я вряд ли смогу оторваться, пока не узнаю, кто преступник!
4. Подожди, я хочу дочитать до интересного места, папа говорил, оно тут есть.
Делиться мыслями о своих, взрослых, книгах с маленькими детьми не только полезно, но и очень приятно. Да, сначала приходится отвечать на множество вопросов («А кто такой 34 глава 2 Питер Хег?», «А что значит „чувство снега“?»). Однако это именно то время, когда закладываются основы бесед о книгах со взрослыми детьми. Сегодня вы объясняете малышу, кто такой Шерлок Холмс, а спустя несколько лет ваш ребенок и сам посоветует вам увлекательный современный детектив.
Не говоря о том, что даже совсем маленькие дети очень ценят доверие взрослого, и такие беседы оказывают настоящее терапевтическое воздействие на отношения в семье. Обсуждайте книги вслух с другими взрослыми. Дети должны знать, что чтение и обсуждение — это часть взрослой жизни! А на тему «О чем эта книга» приятно порассуждать в домашнем кругу за чашкой чая. Вот несколько идей, с чего можно начать разговор о книге: — Это не первая книга на данную тему. До нее я читал такие-то книги. Дело в том, что эта тема меня очень волнует. — В этой книге меня больше всего привлекает стиль. У автора такой замечательный язык, что хочется скупить все его книги. 35 первые шаги — Я люблю такие книги, которые заставляют задуматься о проблемах и помогают раскрыть в себе какие-то новые качества. Моя новая кни- га как раз из таких. — Книги трудно советовать другому человеку, ведь у каждого свои предпочтения.
Организуйте место для хранения детских книг.
Это может быть маленький шкафчик или тумбочка у кровати ребенка, а также полка во взрослом шкафу.
Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно достать интересующую его книгу. Первое время можно две-три книги ставить обложкой к ребенку на специальных подставках — тех, которыми пользуются в школах. Так будет легче «узнать книгу в лицо». В первую библиотеку могут входить самые разные книги. Конечно, прежде всего, это сказки и рассказы о животных,энциклопедии, книжки-картинки, «говорящие» книги.
Подсказки. Где разместить детские книги:
— нижняя полка во взрослом шкафу;
— на полках детского шкафа для белья (попробуйте перенести часть одежды в свой шкаф); — на подоконнике в детской;
— на деревянной стойке или комодике в детской (чтобы книги не падали, можно приобрести специальные держатели для книг, которые ставятся по обеим сторонам книжной стопки);
— на игровом коврике, прислонив к стене.
Еще в первую библиотеку могут входить книги на иностранных языках. Если вы планиру- ете в будущем обучать ребенка английскому, то пусть в библиотечке стоят книги зарубежных издательств для малышей, которые можно читать детям с 3–4-летнего возраста.
В ванной можно завести специальную коробочку для книг, предназначенных для купания.
У любого малыша есть любимые книги. Пусть они лежат так, чтобы он их видел и мог легко достать. Хорошо, если рядом будет пуфик или популярные в наше время кресла-мячи и кресла-груши, принимающие форму тела. Возможно, ребенок еще мал, чтобы сидеть в кресле без мамы, однако ему будет приятно, если мама заглянет к нему в уголок, сама посидит в кресле и почитает.
Организуйте место для чтения книг.
Хорошо, когда в доме есть тихий уголок для этого занятия. Чтение требует не только концентрации, но и расслабления. А чтобы расслабиться, любой человек— и большой, и маленький — должен быть уверен, что его не потревожат.
Подсказки. Сделайте табличку «Место для чтения» или «Библиотека» и прикрепите ее где-то у шкафчика или кресла. Даже на не читающих детей таблички действуют завораживающе. Можно сделать и рисунок-пиктограмму: человек с книгой в руках.
— Прислушайтесь и присмотритесь, нет ли какого-то раздражающего шума.
— Постарайтесь и сами не отрывать лишний раз ребенка от чтения вопросами или указаниями. Даже если он просто рассматривает картинки! Именно в этот момент и закладывается привычка держать книгу в руках.
— Постарайтесь во время чтения не смотреть на часы, словно только и ждете, когда закончите читать.
— Попробуйте найти в книге что-то, что увлечет не только ребенка, но и вас. Дети чувствуют истинный интерес к произведению.
Детям обязательно нужно читать вслух! Это очевидно: сначала читаем детям вслух, потом они читают сами.